Words 1/(∞) Charity

02:01 Keleen 0 Comments

Иногда меня просят сдать кровь, и я теряюсь. Говорить "нет" важным для меня людям или даже просто людям хорошим - сложно. Говорить им "нет", когда дело касается вещей, общественно одобряемых и даже местами возведенных в ранг обязательных - сложно вдвойне. Я не понимаю, когда и как донорство стало вдруг в мире (и, тем более, в нашей стране) обязанностью каждого человека. Мне все-таки кажется, что это дело как минимум добровольное, и уж точно никто не обязан сдавать кровь, почки и другие части тела в пользу людей не то что не близких, а даже совершенно незнакомых. По крайней мере, если вокруг не идет война.

Конечно, есть те, кому это нравится. Не важно, испытывают они от этого физическое удовольствие или моральное удовлетворение - это все же их личный выбор. Жертвовать ли деньги на строительство храма, отдавать ли одежду погорельцам, кормить ли бездомных, помогать ли сиротам - все это решения, которые человек должен принимать сам. Конечно, это круто и здорово, если ты это все делаешь. Возможно, ты за это даже попадешь в рай или даже реально спасешь чью-то жизнь. Но, так или иначе, ты сделаешь это добровольно.

Фразы вроде "иди сдай кровь для знакомой моей знакомой, или я перестану с тобой разговаривать" ставят меня в тупик. Особенно если их говорят ценные для меня люди. Это как, я не знаю, "признай, что Иисус круче Аллаха, или я с тобой разведусь". Или "проголосуй за партию Зеленых Кузнечиков, или я тебя уволю". Не понимаю, зачем нужно заставлять близкого человека переступать через собственные ценности, если от этого не зависит его жизнь. Или жизнь по-настоящему близкого тебе человека.

Когда пару лет назад все горело и над Москвой висел смог, мы с подругой обсуждали благотворительность и способы помощи людям. Я ездила волонтером тушить, она в то же время кормила бездомных в проекте доктора Лизы. На мой вкус, вполне равноценные действия (при том, что я вообще очень резко отношусь к бездомным). С ее точки зрения, работа с "живыми людьми тут, в своем городе" оказалась настолько важнее "прогулок по лесу в компании симпатичных парней с пожарными шлангами", что общение со мной потеряло всякий смысл.

Еще одна девушка, жена моего знакомого, очень гордится тем, что с каждой зарплаты отчисляет деньги в фонд дикой природы. На вопрос "почему ты это делаешь" она отвечает просто: "так я не чувствую угрызений совести, когда покупаю сумочку из натуральной кожи".

Девушка А, научный журналист, какое-то время являвшаяся для меня символом образованного человека, сдает кровь регулярно, по кулдауну. Она утверждает, что донорство, вегетарианство, терпимость к гомосексуализму и концепция чайлдфри - это четыре отличительных черты современного общества, и что адекватный времени человек должен приобщиться ко всем четырем.

Меня очень пугает это "... человек должен". Получить высшее образование, родить ребенка, не рожать детей до достижения определенного возраста, голосовать за правильных, исповедовать религию, сдавать кровь и сперму, носить белое, читать Сартра в оригинале, разбираться в музыке, жертвовать деньги, поддерживать Pussy Riot, брать на себя ответственность, увидеть Париж и умереть. Каждое из этих действий может быть плохим или хорошим, важным или приятным... но с того момента, как оно становится обязательным, это действие приобретает какую-то странную тяжеловесность, резкую остроту граней.

Я не знаю, как сказать "нет" хорошей девочке, которая просит меня сдать кровь и сагитировать кучу народу сделать то же самое. Если в первом случае мое "нет" еще как-то подкреплено в ее глазах важностью моего мнения (нет, потому что мне не позволяет религия, мама, убеждения, возраст, здоровье), то во втором вызывает непонимание и обиду - что, жалко, что ли? Я с трудом могу объяснить, что считаю неверным агитацию причинения умышленного вреда своему организму. И дело даже не столько в опасениях за жизнь и здоровье сагитированных людей (хотя это почти пятидесятипроцентная мотивация), сколько в том, что я не хочу становиться для людей, которым важно мое мнение, жестким мотивирующим фактором. Я хочу, чтобы они сами принимали свои решения - и чтобы не мысль о том, что я обижусь на них, никогда их не прощу, или что их светлый образ навсегда упадет в моих глазах, была их настоящей мотивацией.

0 comments: