Про точки зрения и поиски себя, а потом немного про бренды

20:08 Keleen 0 Comments

 
Недавно посмотрела ролик на кэноновском канале* про то, как сильно восприятие фотографа влияет на картинку, которая получается в итоге. Не знаю, как у кого, а у меня эта тема вообще больная - я все время занимаюсь каким-то нездравым самокопанием про "как я вижу, что я вижу и как я могу это показать так, чтобы все остальные тоже увидели". Собственно, как по мне, так для этого и нужна вообще фотография.

Ну так вот. В общем, у Canon (по крайней мере, у его австралийского отделения) нашелся канал с видеороликами про креативность и видение фотографов, который (канал) меня всячески вдохновляет и наталкивает на разные мысли: они там зовут какую-то группу фотографов, работающих в разных жанрах и техниках и устраивают им челленджи вроде "снимайте этот предмет до посинения, и чтобы никто не делал такого же кадра, как его предшественник". Челленджи разные, каждый про какую-то отдельную жилку-железу в организме фотографа, и многие действительно уводят меня на несколько дней (а то и недель) в в творческие поиски (что круто). Советую всем, кому оно надо, сходить посмотреть.

А тот самый ролик, с которого я начала, он вот про что. Шесть разных фотографов снимают одного и того же лысого мужика в одних и тех же условиях. Только всем про него рассказывают разные истории. То он миллионер, который всего добился сам, то бывший алкоголик, то экстрасенс, то просто мужик только-только из тюрьмы вышел. В общем, у каждого своя история. Фотографы что-то там себе в голове придумывают, с моделью разговаривают и стараются снять такие картинки, чтобы показать внутренний мир этого человека. И получается в итоге шесть разных людей на фотографиях. И меня почему-то это невероятно дергает внутри.


Вот из этих картинок мне ближе всего фотоистория про алкоголика (я бы снимала как-то так) и еще потрясающая работа про бывшего заключенного - действительно очень сильная, с внутренним посылом, хотя эстетически мне и не нравится. С миллионером получилось технически круто, но как-то слишком коммерчески. Картинки про экстрасенса явно с идеей про пустое место, которое совсем не пустое, но я не увидела полной идеи. Все остальное как-то пусто и относительно клишированно. Хотя, может быть, просто не мое.

Про мое и не мое меня внезапно прокачала моя "кофейная ипостась": как бариста-тренер я часто говорю со своими стажерами о разном кофе и о том, как рассказывать про его разнообразие гостям - так вот, они все в какой-то момент обязательно спрашивают, какой же кофе или способ его заваривания самый "правильный". И я терпеливо рассказываю, что не бывает никакого правильного или неправильного, вкусного и невкусного - есть только результат, которого ты хочешь добиться. И что главное для гостя - понять, что ему нравится. А главное для профессионального бариста - знать, как добиться этого конкретного результата в разных условиях и уметь этого самого результата добиваться. 

С фотографией, разумеется, все то же самое. С тем лишь исключением, что тут после нарабатывания определенного уровня профессионалзма ты можешь (или не можешь) позволить себе говорить: я умею все, но мне нравится так и так и я предлагаю это свое "нравится" как конечный продукт. В целом бариста делают то же самое, когда открывают свои кофейни со своим меню, оборудованием и зерном; у фотографа это просто происходит всегда индивидуально и с каким-то внутренним трепетом - ну и нужно еще внутри себя что-то критически изменить и перелопатить, чтобы уметь объяснить клиенту, что такое стиль и почему получится в итоге именно так, а не так и не вот так.

Это вообще тема для отдельного размышления, конечно, но я только недавно начала говорить клиентам "нет, так я снимать не буду, потому что не умею или мне так не нравится". Раньше я старалась (особенно в People Project - и потому он, наверное, провалился как идея) выдавать такой результат, который клиенту хочется, а не такой, какой хочется мне самой. И получалось, что каждая следующая съемка отличалась от предыдущей - что круто для обучения, но очень фиогово для самооценки и самоопределения. А потом я наконец нашла то, что мое и то, что получается у меня так естественно и правильно, что даже непонятно, зачем я раньше делала по-другому - и сразу стало понятно, что и зачем я фотографирую.

Кстати, я с тех пор, как осознала, что свадьбы прям не мое, стала по-другому смотреть на работы свадебных фотографов, чьи семьи достаются мне потом на семейные фотосессии "по наследству". Интересно смотреть, что видели они, эти фотографы, и попадаем ли мы в один стиль так, чтобы получалась семейная фотоистория - или я иду вразрез и даю совсем другую картинку, и тогда какая картинка ближе моим клиентам. Тут почему-то выключается конкуренция и включается любознательность, как будто смотришь на какую-то командную работу, и можешь виртуально похлопать коллегу по плечу.

Вот недавно снимала семейную съемку для Маши и Вовы, черно-белую, про беременность и планы на будущее. Смотрела их же свадебные фотографии до и после съемки и радовалась: технически стили у нас со свадебной девочкой очень разные, но ее яркие-перенасыщенные цветами картинки так красиво и гармонично сочетаются с моими шумного-пастельными зарисовками, и люди на фотографиях явно одни и те же, и им точно совершенно комфортно с нами обеими. Здорово. Все никак не могу узнать, как же зовут эту девочку - хочется прямо познакомиться и работать вместе (тут интроверт внутри меня впал в панику и забил ножками, но я с ним когда-нибудь договорюсь). 

Еще есть девочка Лена, которая снимает пока не очень технично, потому что только начинает, но в ее картинках я вижу то самое важное для меня; интересно смотреть, как человек идет в ту же сторону, что и я, только другим путем. С ней тоже все никак не получается поработать вместе, хотя мы даже в какой-то момент договаривались на бартер даже.

Да, интровертная я и мои попытки общаться с людьми про фотографию - это очень смешно.
______________________________

*По отношению к Canon у меня, конечно, как у всякого фотографа-никониста, было некоторое предубеждение. Да, разумеется, я уже доросла до осознания, что техника имеет не такое большое значение, и мои фотографии на мобильник тоже вполне ок, но вы же понимаете - стереотипы, навязанное мышление и всеобщая истерия на тему кэнонилиникон очень сильно впечатывается в голову.

Но вот что забавно - с российским представительством компании Nikon мне довелось познакомиться довольно близко, и мне очень не нравится там буквально все. Сервис ок, но маркетинг, соцсети, произвольные активности, даже выбор социальных программ, которые они поддерживают - все это глубоко не мое. Их реклама меня не цепляет. Их сотрудники при личном общении вызывают у меня недоумение и желание перестать с ними общаться навсегда. Да, мне по-прежнему нравится техника и это правда самые удобные камеры лично для меня и моих рук, но все, что касается бренда, меня угнетает.

С Canon ситуация ровно обратная - камеры мне не нравятся (причем я понимаю, что это вопрос не технической крутизны, а моего личного цветового восприятия, веса и эргономики конкретных моделей), мне неудобно и некомфортно с ними работать. Но бренд - реально огонь. Мне нравится практически все, что они делают - от вирусных роликов до обучения сотрудников. И это очень круто.

Справедливости ради тут еще надо сказать, что самая цепляющая меня лично брендовая политика вообще у Olimpus, но камеры у них кхе-кхе-кхе, конечно.

0 comments: